Внеур. деятельность

Флейта


Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
Паришь свободно в небесах,
Летишь, несбыточно мечтая,
С улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше...
И слышно лишь биенье крыл...
Её чарующую душу
Недаром Моцарт полюбил.

Евгения Таранова


Флейта — духовой музыкальный инструмент из группы деревянных (поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.
Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.



Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.


Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий.


Флейта Пана — это многоствольная флейта. Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца тростниковых, бамбуковых и других трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками и жгутом. Каждая трубка издает 1 основной звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.
состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.
Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, – покровителя пастухов, который обычно изображается играющим на многоствольной флейте.


Кувиклы (кугиклы) — русская разновидность «флейты Пана».
Кувиклы представляют собой набор пустотелых 3-5 трубок различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола.


Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним — отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого конца ствола, служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как и на поперечной флейте.


Сякухати (кит. чи-ба) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара (710-784). Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина — 1,8 японского фута (54,5 см) — определила само название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию.


Бансури, бансри (Bansuri) — индийский духовой инструмент, существует 2 вида: классическая поперечная и продольная флейта, используется в Северной Индии. Изготавливается из бамбука или тростника. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий — для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии. Подобный инструмент, распространённый в Южной Индии - Ven


Змеиная флейта (Serpent Flut) - индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок (одна - бурдонная, другая - с 5-6-ю игровыми отверстиями) с резонатором из дерева или из сушеной тыквы. На змеиной флейте в Индии играют странствующие факиры и заклинатели змей. При игре применяется непрерывное, так называемое перманентное (цепное) дыхание.



Блеур или Гамбу - индонезийская продольная флейта со свистковым устройством. Изготавливается обычно из черного дерева, украшена резьбой (в данном случае в виде дракона), имеет 6 игровых отверстий. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.


Малазийская флейта - продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством. Изготовляется из красного дерева. Применяется при культовых церемониях, для усмирения духа дракона - священного, почитаемого в Малайзии существа.


Рожок - русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. Рожок - широко распространённый, исконно русский инструмент. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».


Свирель — русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую - в левой.


Жалейка, брёлка - русский духовой язычковый музыкальный инструмент (распространён также у белорусов): деревянная трубка с 3—7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого — одинарным подрезным язычком — пищиком. Общая длина — 140—200 мм. Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейку применяют для сольного исполнения народных песен и танцев. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда».


Колюка - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Колюка не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений (борщевик, пастушья дудка, гречиха и др.).


Блокфлейта — разновидность продольной флейты, духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Отличается от других инструментов своего семейства наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).


Флейта-пикколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Диапазон пикколо — от d2 до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.


Кена (исп. quena) — типичная продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения — высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Древнейшей флейте, которую нашли на территории Перу, более десяти тысяч лет, однако кена и сегодня является распространенным инструментом у перуанских индейцев.


Курай - башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения. Имеет 4-5 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Длина 45-100 см. Изготавливают подобные инструменты обычно из высушенного борщевика, тростника или гречихи.
Башкиры говорят: "Как себя помним, так и курай помним". О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия "Звенящие журавли", исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю.


Дудук (Duduk) - армянский национальный духовой инструмент. Также встречается на Кавказе и в Турции (под названием Mey).Первые упоминания о дудуке относятся к 1200 (по армянским источникам) или к XVI веку (по европейским).


Тин-вистл (tin-whistle), или пенни-вистл (penny-whistle) – маленькая свистковая продольная флейта с шестью отверстиями для пальцев с красивым, простым высоким звуком, похожим на свист, весьма древний духовой инструмент, и несмотря на английское (саксонское) название, принадлежащий кельтской культуре. Когда-то тин-вистлы делали из дерева и кости, сейчас почти повсеместно их производят из пластика и металла. Но конструкция осталась прежней.

 

Важные ссылки


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: