Внеурочн.деятельность

Фортепианный отдел

Ударные инструменты

Литавры ( ит.timpani, фр. timbales, нем. Pauken) литавры

Литавры - один из самых древних инструментов в мире. С древних времен они были широко распространены во многих странах: на Востоке и в Африке, в Греции, в Риме и у скифов. Игрой на литаврах люди сопровождали важные события в своей жизни: праздники и войны.

В Европе издавна бытовали маленькие, ручные литавры. Средневековые рыцари пользовались ими сидя на коне. Литавры больших размеров проникли в Европу только в 15 веке - через Турцию и Венгрию. В 17 веке литавры вошли в оркестр.

Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с 17 века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в 19 веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года". Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Малый барабан ( ит.tamburo (military), фр. tambour(military), нем. Trommel, англ. side drum) барабан

Малый барабан, - это, в основном, военный инструмент. Он представляет собой плоский цилиндр, с двух сторон обтянутый кожей. Под кожей с нижней стороны протянуты струны; отвечая на удары палочек, они придают звуку барабана характерную трескучесть. Очень интересно звучит дробь барабана - тремоло двумя палочками, которое можно довести до предельной быстроты. Сила звука в таком тремоло меняется от шороха до громоподобного треска. Дробью двух малых барабанов начинается увертюра к "Сороке-воровке" Россини, глухая дробь малого барабана раздается в момент казни Тиля Уленшпигеля в симфонической поэме Рихарда Штрауса.

Иногда струны под нижней кожей барабана опускают, и они перестают отзываться на удары палочек. Этот эффект равносилен введению сурдины: малый барабан теряет силу звука. Так он звучит в танцевальном разделе "Царевич и Царевна" в "Шехерезаде" Римского-Корсакого.

Впервые малый барабан появился в малой опере в 19 веке, и вначале его вводили только в военные эпизоды. Первым за рамки военных эпизодов малый барабан вывел Мейербер в операх "Гугеноты" и "Пророк".

В некоторых случаях малый барабан становится "главным действующим лицом" не только в больших симфонических эпизодах, но и в целом произведении. В качестве примера можно привести "эпизод нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича и "Болеро" Равеля, где один, а затем два малых барабана держат весь ритмический пульс музыки.

Большой барабан(ит. gran casso, фр. grosse caisse, нем. grobe Trommel, англ. bass drum).

В наше время есть две разновидности большого барабана. Одна из них представляет собой металлический цилиндр большого диаметра - до 72 см., - с двух сторон обтянутый кожей. Этот тип большого барабана широко распространен в военных оркестрах, джазах и в симфонических оркестрах Америки. Другой вид барабана - обруч с кожей на одной стороне. Он появился во Франции и быстро распространился в симфонических оркестрах Европы. Для ударов по коже большого барабана применяется деревянная палка с мягкой колотушкой, покрытой войлоком или пробкой.

Очень часто удары большого барабана сопровождаются звоном тарелок или чередуются с ним, как в стремительной пляске "В пещере горного короля" из "Пер Гюнта" Грига. На большом барабане возможно и быстое чередование ударов - тремоло. Для этого используют палку с двумя колотушками на обоих концах или палочки от литавр. Очень удачно тремоло большого барабана использовал Римксий-Корсаков в инструментовке симфонической картины Мусоргского "Ночь на лысой горе".

Вначале большой барабан появлялся лишь в "турецкой музыке", но с начала 19 века им нередко стали пользоваться в звукоизобразительных целях: для подражания канонаде, раскатам грома. Три больших барабана включил Бетховен в "Битву при Виттории" - для изображения пушечных выстрелов. С той же целью употребили этот инструмент и Римский-Корсаков в "Сказке о царе Салтане", Шостакович в Одиннадцатой симфонии, Прокофьев в восьмой картине оперы "Война и мир" (начало Бородинского сражения). Вместе с тем, большой барабан звучит и там, где нет никакого звукоподражания и особенно часто - в шумных,

Ксилофон (ит.xylofono, фр. xylophone) ксилофон

Ксилофон, по-видимому, родился в тот момент, когда первобытный человек ударил палкой по сухому деревянному бруску и услышал звук определенного тона. В Южной Америке, Африке и Азии находили множество таких примитивных деревянных ксилофонов. В Европе с 15 века этот инструмент попал в руки странствующих музыкантов и лишь в начале 19 века стал концертным инструментом. Своим усовершенствованием он обязан могилевскому музыканту, цимбалисту-самоучке Михаилу Иосифовичу Гузикову.

Звучащим телом в ксилофоне являются деревянные брусочки разной величины (xylon - по-гречески "дерево", phone - "звук"). Они расположены в четыре ряда на жгутах из рогожки. Исполнитель может свернуть их, а во время игры разложить на специальном столе; играют на ксилофоне двумя деревянными палочками - "козьими ножками". Звук ксилофона - сухой, щелкающий и острый. Он очень характерен по окраске, поэтому его появление в музыкальном произведении обычно связано с особой сюжетной ситуацией или особым настроением. Римский-Корсаков в "Сказке о царе Салтане" поручает ксилофону песенку "Во саду ли, в огороде" в тот момент, когда белка грызет золотые орешки. Лядов звуками ксилофона рисует полет Бабы-Яги в ступе, стремясь передать треск ломаемых ветвей. Нередко тембр ксилофона навевает и мрачное настроение, создает причудливые, гротескные образы. Меланхолично звучат краткие фразы ксилофона в "эпизоде нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича.

Ксилофон - очень виртуозный инструмент. На нем возможна большая беглость в быстрых пассажах, тремоло и особый эффект - глиссандо: стремительное движение палочкой по брускам.

Тарелки ( ит.piatti, фр. cymbales, нем. Becken, англ. cymbals) тарелки

Тарелки были известны уже античному миру и древнему Востоку, но особенной любовью и исключительным искусством их изготовления знамениты турки. В Европе тарелки стали популярны в 18 веке, - после войны с османами.

Тарелки - этот большие металлические блюда, сделанные из медных сплавов. В центре тарелки немного выпуклые - сюда прикрепляют кожаные ремни, чтоб исполнитель мог держать инструмент в руках. На тарелках играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации и чтобы звук свободно распространялся в воздухе. Обычный прием игры на этом инструменте - косой, скользящий удар одной тарелки о другую - после этого раздается звонкий металлический всплеск, который долго висит в воздухе. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают. Часто композиторы сопровождают удар тарелок громом большого барабана; эти инструменты нередко звучат вместе, как, например, в первых тактах финала 4 симфонии Чайковского. Кроме косого удара, существует еще несколько способов игры на тарелках: когда, например, по свободно висящей тарелке ударяют либо палочкой от литавр, либо деревянными палочками малого барабана.


Симфонический оркестр обычно использует одну пару тарелок. В редких случаях - как, например, в "Траурно-триумфальной симфонии" Берлиоза, употребляется три пары тарелок.

$imgКастаньеты — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции. Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются casta?uelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos (палочки). В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Ж. Бизе «Кармен»). В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты закрепленные на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

Вибрафон (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. Vibraphon) — ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Инструмент обладает широкими виртуозными возможностями и используется в джазе, на эстраде и в ансамблях ударных инструментов, реже — в симфоническом оркестре и как сольный инструмент. Конструкция вибрафона Вибрафон представляет собой набор металлических пластинок, размещённых в два ряда на трапециевидной раме по принципу белых и чёрных клавиш фортепиано. В отличие от родственного ему ксилофона, на вибрафоне все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие чёрным клавишам фортепиано, слегка приподняты. На вибрафоне играют палочками с шарообразными головками различной степени твёрдости (не металлическими). Обычно используется две палочки, но для исполнения аккордов могут применяться и четыре. Звучание пластинок вибрафона многократно усиливается системой резонаторов (жестяных трубок, расположенных под пластинками), снабжённых механизмом вибрации — вращающимися крышечками, закрывающими и открывающими отверствия трубок. Получающееся в результате характерное звучание и дало название инструменту. Иногда по требованию композитора механизм вибрации отключают. Вибрафон оборудован общим для всех пластинок демпфером (глушителем), приводимым в действие педалью. Это приспособление имеет очень важно значение, так как звук вибрафона очень продолжителен и окончательно затухает лишь по прошествии 8-10 секунд после удара. Сложная механика инструмента (включая электромотор, приводящий в действие вибратор) компактно размещается в специальном трёхрамном столике-стенде, перемещаемом на четырёх колёсиках. Роль вибрафона в музыке Вибрафон — один из основных инструментов джаза. Среди выдающихся вибрафонистов-виртуозов этого жанра — Лайонел Хэмптон, Гари Бертон, Джо Лок и другие. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон находит применение в музыке эстрадных концертов, кинофильмов. Партии вибрафона появлялись и в сочинениях академической музыки, таких как опера «Лулу» Берга, Весенняя симфония, опера «Сон в летнюю ночь», балет «Принц пагод» Бриттена и ряде других произведений. Дариюс Мийо и Зигфрид Финк написали сольные сочинения для вибрафона.


Роль колоколов в оркестре выполняют 12...25 свободно подвешенных металлических брусьев, имеющих диаметр от 25 до 38 милли¬метров. В Италии этой разновидности ко¬локолов приписывается японское происхождение, а в России, наоборот, итальянское или римское.
Материалом для колоколов обычно служит никелированная латунь либо хромиро¬ванная сталь. С безупречной точностью хроматически настроенные отрезки звучащих элементов подвешиваются в стойке, имеющей высоту 2 метра. Звук извлекается довольно увесистыми молотками с резиновой прокладкой на ударной плоскости. Современные колокола снабжены демпфирующим устройством, приводимым в действие от педалей или ручного рычага. Диапазон оркестровых колоколов — 1... 1,5 октавы.
Несмотря на «классическое» название, оркестровые колокола являются инструментом достаточно специфическим, так как неизменно создают иллюзию чего-то игрушечного и ненастоящего. В большей мере они бы оправдали иное название — куранты. Колокола призваны появляться периодически, в тех фрагментах, где нужно создать особую праздничность, торжественность и величавость. Как правило, колокола звучат в громкозвучных, кульминационных эпизодах с участием всего оркестра. Учитывая плотность звучания оркестровых тутти, нет ни необходимости, ни возможности воспринимать и передавать особенности тембральной окраски колоколов. Другими словами, устанавливать специальные микрофоны для них не требуется, достаточно общего приемника звука для всей ударной группы.


Колокольчики - это ударный инструмент с постоянной высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано и блестяще-ярким в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Простые колокольчики представляют из себя набор настроенных по хроматизму металлических пластинок. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано.
В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам.

Для того чтобы заглушить звучание пластинок при окончании отрывков или всего произведения, применяют специальный глушитель — модератор.
Хороший и чистый звук извлекается ударом молоточка по центру пластинки. Следует избегать ударов по краям пластинок, так как можно задеть соседнюю пластинку, да и качество звука будет более низким.
Удары производятся движением кисти.
Молоточки держат одинаково как правой, так н левой рукой, прямо перед собой и параллельно один другому. Молоточки лежат на первом суставе указательного пальца и на втором среднего, который слегка охватывает рукоятку снизу. Большой палец лежит сверху, приблизительно на расстоянии 10 см от ее конца. На колокольчиках пластинки расположены так же. как белые и черные клавиши на фортепиано.
При глиссандо молоточек правой руки скользит по пластинкам, завершается движение одним резким ударом молоточка левой рукой.
Короткий форшлаг состоит из одного или же скольких очень коротких вспомогательных звуков. Обозначается форшлаг мелкими нотами. Если короткий форшлаг состоит только из одного вспомогательного звука (что бывает чаще всего), то этот звук обозначается в виде маленькой перечеркнутой восьмой , поэтому такой вид короткого форшлага называется еще перечеркнутым.
При наличии возможности озвучивается отдельным микрофоном, устанавливаемым на среднем расстоянии от инструмента.


Куика - это бразильский ударный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра. Инструмент представляет из себя цилиндрический металлический корпус. На одну из его сторон натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится бамбуковая палочка. Инструмент вешается сбоку на уровне грудной клетки с помощью ремня. Играя на куике, музыкант трёт палочку вверх и вниз, с помощью влажной материи, зажатой в одной руке, давя большим пальцем другой руки на кожаную мембрану с внешней стороны, в области крепления палочки. Трущие движения порождают звук, тон же изменяется в зависимости от степени давления на мембрану.


Маракасы - это древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов. В настоящее время маракасы популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на маракасах, использует пару погремушек, по одной в каждой руке.


Маримбафон — ударный инструмент типа ксилофона, имеющий африканское происхождение. Бруски у него несколько большего размера, чем у ксилофона. Каждый деревянный брусочек, выточенный из розового гондурасского дерева, снабжен соответствующим цилиндром-резонатором, и все они, собранные вместе, расположены в два ряда и так же, как у вибрафона, установлены на четырехколесном стенде. Их расположение не отличается разнообразием, характерным для ксилофонных инструментов — оно всегда аналогично фортепианной клавиатуре. Партии для маримбы пишутся исходя из возможности игры двумя или тремя палочками, и должны учитывать необходимость чрезмерного размаха рук исполнителя. Благодаря резонаторам (у современных моделей — позолоченным) тембр маримбофона отличается сочностью и относительной густотой.
Установки отдельного микрофона не требует.


Металлофон -это ряд музыкальных инструментов, отличительной особенностью которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком. Один из видов металлофона — колокольчики.


Там-там - это ударный инструмент азиатского происхождения, представляющий из себя выпуклый диск значительных размеров, изготовленный из металлического сплава. Инструмент долго вибрирует после удара, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая таки образом впечатление колоссальной звуковой массы. Помимо отдельных ударов из там-тама можно извлечь подобие тремоло. В этом случае исполнитель должен время от времени слегка подбивать инструмент колотушкой в момент угасания звука.


Тепонацтль - это распространённый в центральной Америке барабан, который представляет из себя выдолбленный из бревна горизонтальный цилиндр с прорезями. Прорези, расположенные в верхней части барабана в виде буквы «Н», формируют два вибрирующих «языка», которые звучат в разных тонах из-за различной длины или толщины. Иногда снизу барабана прорезается отверстие, увеличивавшее его громкость. Звук извлекался палками с каучуковыми наконечниками. Длина этих барабанов варьируется от 30 до 120 см. Для крупных экземпляров создаётся поддерживающая конструкция, а мелкие барабаны можно повесить на плечи.


Треугольник - это ударный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются). Треугольник принадлежит к инструментам с непостоянной высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое tutti.
Треугольники бывают различных размеров. Малые— звучат выше, большие дают звуки более низкие. В больших симфонических и духовых оркестрах пользуются треугольником, основание которого равно 24 см, высота 19 см. Для того чтобы при ударах треугольник не раскачивался и не вращался, его привешивают на двух небольших колечках из жильных струн толщиной в 1 мм к специальному крючку с двумя отверстиями, в которые продеты колечки из струн. Заменять струны веревочками не следует, так как веревочки, даже не очень толстые, заглушают звучание инструмента.

Тремоло можно исполнять двумя способами:
1)
одной правой рукой,
2)
двумя руками.
При первом способе тремоло исполняется в верхнем углу треугольника.
Удары производятся в горизонтальном направлении поочередно в одну и другую сторону треугольника; при помощи кисти и пальцев правой руки.
Если нужно исполнять тремоло пианиссимо (рр), берут самую тонкую палочку и играют у самой вершины угла. Тремоло форте (f) исполняется палочкой соответственной толщины несколько ниже вершины угла.
При тремоло фортиссимо (ff), место для ударов должно находиться еще ниже от вершины угла.
Если нужно сделать тремоло на крещендо, следует начинать его у самой вершины угла и постепенно переносить место ударов ближе к основанию треугольника.
При исполнении продолжительного тремоло форте рекомендуется применять второй способ — двумя руками. В этом случае удары, быстро следующие одни за другим, наносятся по середине основания треугольника поочередно правой и левой рукой.


Флексатон - это современный ударный инструмент, получивший распространение в 1920-е годы. Он состоит из держащейся на проволочной рамке небольшой стальной пластинки и двух шариков, прикрепленных к ней на узких стальных полосках. При встряхивании инструмента шарики ударяют по пластинке, вызывая звук. Играть мелодии на флексатоне может только музыкант с развитым музыкальным слухом и большим исполнительским мастерством.


Челеста— небесная, прозрачная, голубая, классифицируется как клавишный определенно-высотный идиофон. Внешне она напоминает маленькое пианино, струны которого заменены набором небольших стальных пластинок или трубочек, укрепленных на резонаторах, настроенных по хроматическому звукоряду. Диапазон основных тонов челесты различен, в некоторых моделях достигает пяти октав. Челеста обладает особенным, словно пришедшим из сказки тембром, который можно охарактеризовать как высокий, нежный и звенящий.
Челеста очень тихий инструмент. Ее динамический диапазон также небольшой — всего 20 дБ. Полоса частот основных тонов — от 260 до 4200 Гц. Поскольку у челесты звук извлекается ударом молоточка, обтянутого войлоком, для нее характерно разделение огибающей звука на две составляющие: яркую, резкую атаку и чистое, волшебно-нежное, тающее послезвучие. Поэтому применение челесты обычно связано с хрупкими, возвышенными или сказочно-фантастическими образами. Яркий пример тому — танец феи из БАлета «Щелкунчик» Чайковского. Считается, что именно Чайковскому челеста обязана той популярностью, которую она приобрела в симфоническом оркестре. Но не стоит забывать, что первый инструмент был изготовлен парижской фирмой «О. Мюстель» (патент 1886 г.).
В концертах классической музыки для достижения требуемого баланса челесту стараются устанавливать перед оркестром. Звук идет в основном из тыловой поверхности корпуса, поэтому микрофон нужно ставить за ним. В зависимости от акустических возможностей и качества инструмента (при наличии механических шумов или резкого звука) может понадобиться удаление микрофона на расстояние до двух-трех метров от челесты и достаточно высоко над ней.


 

Важные ссылки

Герб Санкт-Петербурга
Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: