Внеурочн.деятельность

Фортепианный отдел

Шпаргалка по сольфеджио

(Н.В.Дыгодюк)


Характерные интервалы гармонического минора и гармонического мажора

Характерными интервалами для гармонического лада являются те, которых нет в натуральном ладу – ув2, ум7, ув5, ум4.

1. Характерные интервалы гармонического минора:

ум7 на VIIг ув2 на VI

ум4 на VIIг ув5 на III

2. Характерные интервалы гармонического мажора:

ув2 на VIг ум7 на VII

ув5 на VIг ум4 на III

Аккорды на ступенях лада

Ступень лада                   Аккорды

I ............................... I53, IV64, II2

II................................V64, V43, II7

III............................. I6, Ув53 в гарм. миноре.

IV.............................. IV53V2, II65

V............................... I64, V53, V7

VI ....................................IV6VI53,  Ув53 в гарм. мажоре,  II43

VII............................. V6, V65, VII7, Ум53

 

Буквенные обозначения тональностей

До – C; Ре – D;  Ми – E; Фа – F; Соль – G; Ля – A; Си – H

мажор – dur диез - is

минор – moll бемоль - es

Исключения: си бемоль – B, ля бемоль – As, ми бемоль – Es

Тональности  I  степени  родства

Мажор – параллельная тональность, тональности S и D, их параллельные тональности и гармоническая S.

Минор - параллельная тональность, тональности S и D, их параллельные тональности и гармоническая D.

Cоставные интервалы

Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы:

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • дуoдецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

Ладовая альтерация

Ладовая альтерация – повышение и понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам.

Альтерировать можно только неустойчивую ступень, которая отстоит от устойчивой на расстоянии тона.

В мажоре повышаются II и IV ступени, понижаются VI и II.

В миноре повышаются IV и VII ступени, понижаются IV и II.

Хроматическая гамма.

Хроматическая гамма представляет собой полутоновую последовательность звуков и строится посредством заполнения больших секунд между соседними ступенями повышенными или пониженными ступенями.

Правило правописания хроматической гаммы:

Мажор

В восходящем движении все большие секунды заполняются повышенными ступенями, за исключением VI ступени – вместо нее понижается VII.

В нисходящем движении все большие секунды заполняются пониженными ступенями, кроме V ступени – вместо нее повышается IV.

Минор

В восходящем движении соответствует параллельному мажору.

В нисходящем движении – пишется как одноименная мажорная гамма.

«Шпаргалка по сольфеджио для учащихся»

учитель Дыгодюк Н.В.

Характерные интервалы гармонического минора

и гармонического мажора

Характерными интервалами для гармонического лада являются те,

которых нет в натуральном ладу – ув2, ум7, ув5, ум4.

1. Характерные интервалы гармонического минора:

ум7 на VIIг ув2 на VI

ум4 на VIIг ув5 на III

2. Характерные интервалы гармонического мажора:

ув2 на VIг ум7 на VII

ув5 на VIг ум4 на III


Аккорды на ступенях лада

Ступень лада

Аккорды

I

I53, IV64, II2

II

V64, V43, II7

III

I6, Ув53 в гарм. миноре.

IV

IV53V2, II65

V

I64, V53, V7

VI

IV6VI53,  Ув53 в гарм. мажоре,  II43

VII

V6, V65, VII7, Ум53



Буквенные обозначения тональностей

До – C Ре – D Ми – E Фа – F Соль – G Ля – A Си – H

мажор – dur диез - is

минор – moll бемоль - es

Исключения: си бемоль – B, ля бемоль – As, ми бемоль – Es

Тональности  I  степени  родства

Мажор – параллельная тональность, тональности S и D, их параллельные тональности и гармоническая S.

Минор - параллельная тональность, тональности S и D, их параллельные тональности и гармоническая D.


Cоставные интервалы

Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы:

· нона — 9, секунда через октаву;

· децима — 10, терция через октаву;

· ундецима — 11, кварта через октаву;

· дуoдецима — 12, квинта через октаву;

· терцдецима — 13, секста через октаву;

· квартдецима — 14, септима через октаву;

· квинтдецима — 15, октава через октаву.


Ладовая альтерация

Ладовая альтерация – повышение и понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам.

Альтерировать можно только неустойчивую ступень, которая отстоит от устойчивой на расстоянии тона.

В мажоре повышаются II и IV ступени, понижаются VI и II.

В миноре повышаются IV и VII ступени, понижаются IV и II.

Хроматическая гамма.

Хроматическая гамма представляет собой полутоновую последовательность звуков и строится посредством заполнения больших секунд между соседними ступенями повышенными или пониженными ступенями.

Правило правописания хроматической гаммы:

Мажор

В восходящем движении все большие секунды заполняются повышенными ступенями, за исключением VI ступени – вместо нее понижается VII.

В нисходящем движении все большие секунды заполняются пониженными ступенями, кроме V ступени – вместо нее повышается IV.

Минор

В восходящем движении соответствует параллельному мажору.

В нисходящем движении – пишется как одноименная мажорная гамма.


 

Важные ссылки

Герб Санкт-Петербурга
Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: